NASA испытала двигатель для посадки на Луну
28 апреля 2025, 13:26
NASA провела серию испытаний гибридного ракетного двигателя, чтобы понять, как спускаемые модули программы "Артемида" будут воздействовать на поверхность Луны при посадке. Главная угроза для людей и техники исходит от лунной пыли — реголита. На спутнике Земли нет ветра, поэтому частицы пыли необычайно острые. Самые крупные из них могут повредить не только скафандры экипажа, но и сами модули. Кроме того, мощные двигатели могут создать на Луне кратеры, которые тоже опасны. Исследования с имитацией прилунения помогут снизить риски для будущих колонизаторов спутника и оборудования.

Испытания прошли в Центре космических полётов Маршалла в Хантсвилле. Инженеры более 30 раз запускали 14-дюймовый гибридный двигатель, созданный с помощью 3D-печати специалистами Университета штата Юта. Особенность двигателя в том, что он использует одновременно твёрдое топливо и газообразный кислород. Это позволяет создавать мощный поток газов, подобный тому, что возникает при посадке на Луну.Цифровой прорыв: как искусственный интеллект меняет медийную рекламуКогда посадочный модуль программы "Артемида" от компании SpaceX или Blue Origin будет прилуняться, его двигатели включатся, чтобы снизить скорость. В этот момент мощная реактивная струя поднимет с поверхности частички реголита — слоя лунного грунта, состоящий из пыли, песка и мелких камней. Реголит начнёт разлетаться с большой скоростью и создавать вокруг модуля кратеры, которые могут угрожать безопасности оборудования и людей.

Инженер NASA Маниш Мехта объяснил, что аппараты "Артемиды" значительно крупнее тех, что использовались в программе "Аполлон". Поэтому агентство снова начало тестировать двигатели в условиях, максимально близких к реальным. Из 30 запусков двигателя в Маршалле 28 прошли в условиях вакуума, остальные — при обычном атмосферном давлении. Эти испытания доказали, что двигатель стабильно работает в нужных условиях.

Теперь двигатель отправят в другой центр NASA — Лэнгли в штате Виргиния. Там его протестируют в 18-метровой вакуумной камере с использованием специального материала Black Point-1, который максимально точно имитирует лунный грунт. Учёные будут измерять, какие кратеры образует струя двигателя, как далеко и с какой скоростью разлетаются частицы.

Ведущий исследователь испытаний в Центре Лэнгли Эшли Корзун напомнила, что последний раз подобные эксперименты проводили ещё во времена "Аполлонов" — более полувека назад. С тех пор космические корабли и спускаемые аппараты стали мощнее, поэтому NASA снова нужны данные о взаимодействии двигателей со спутником, чтобы обеспечить безопасность астронавтов и техники.
hightech.plus
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025