Простейшая конструкция: беспилотник-камикадзе «Молния-1»
13 августа 2024, 05:50

БПЛА "Молния-1" и операторы на позиции

Недавно в подразделения, участвующие в Спецоперации, поступили новые ударные беспилотные летательные аппараты "Молния-1".

Эти БПЛА отличаются простотой конструкции и низкой стоимостью производства, но при этом обладают высокими тактико-техническими характеристиками и способны нести значительную боевую нагрузку. Они должны стать хорошим дополнением к уже имеющимся беспилотникам-камикадзе.

Новая модель

Первые сообщения о появлении на фронте ударного беспилотника "Молния-1" поступили в середине мая 2024 г. Затем стали появляться новые сообщения о его использовании, а также первые видео боевого применения. В этот период также были раскрыты некоторые технические характеристики.

В конце июля Министерство обороны впервые показало новый беспилотник в своих официальных материалах. Система "Молния-1" и её расчёт из соединения морской пехоты Тихоокеанского флота стали героями очередного репортажа Минобороны. В этом материале была показана подготовка беспилотника к вылету. Бойцы, использующие эту технику, рассказали об особенностях своей работы и достигнутых успехах.

Ещё одно видео о "Молнии" и её эксплуатантах было опубликовано 7 августа. На этот раз в кадр попали операторы беспилотников из состава 110-й гвардейской мотострелковой бригады, действующей в составе Южной группировки на Донецком направлении. В этом видео особый интерес представляли кадры поражения целей, снятые непосредственно беспилотниками-камикадзе.

Очевидно, что эти репортажи Минобороны о "Молнии-1" и её расчётах не будут последними. Беспилотники и их операторы ещё не раз попадут в новости и продемонстрируют все свои возможности.

Сборка планера и установка других компонентов

Вопросы применения

Уже в первых опубликованных видео было показано, как применяется новый тип беспилотника-камикадзе и что он может делать. В целом этот беспилотник предназначен для поражения различных наземных или, вероятно, надводных целей. Он может использоваться как против стационарных, так и против движущихся объектов.

Вне зависимости от типа цели боевое применение БПЛА "Молния-1" идёт по одному алгоритму. Беспилотник выводится в район местонахождения цели и начинает её поиск. Найдя нужный объект, оператор направляет на него беспилотник. Лётные и маневренные характеристики "Молнии" достаточны для точного поражения различных целей.

В нескольких первых опубликованных видео была продемонстрирована работа "Молнии-1" по стационарным целям — пунктам временной дислокации или складам противника. Прилетев в район цели, беспилотник искал её и начинал атаку. Удары производятся в пологом пикировании. Кадры со взрывами указывали на применение достаточно мощной боевой части.

Также "Молнии" успешно работают по малоразмерным целям, включая движущиеся. К моменту съёмки репортажа операторы подразделения морской пехоты уже успели уничтожить самоходную артиллерийскую установку, а также несколько буксируемых орудий и автомобилей.

Простейшая конструкция

К сожалению, точная информация о создателях проекта "Молния-1" и сроках его появления неизвестна. Однако стоит отметить, что разработчикам удалось создать весьма интересную конструкцию БПЛА, сочетающую простоту и эффективность.

Установка киля

Основная масса деталей БПЛА представляет собой готовые изделия. Оставшиеся элементы производятся из доступных материалов простым способом, например, из фанеры с раскроем на лазерном станке.

"Молния-1" — беспилотный самолёт традиционной схемы, использующий электрическую тягу и оснащённый средствами дистанционного и автономного управления. На борту присутствуют видеокамера разведки и наведения, а также боевая часть.

Размах крыла и длину БПЛА можно оценить в 1,2-1,3 м. Взлётная масса неизвестна, однако в открытых публикациях упоминается, что аппарат несёт боевую нагрузку массой ок. 3–5 кг. Соответственно, общая масса беспилотника превышает 7–8 кг.

Фюзеляж "Молнии-1" образуют две продольные металлические трубы и поперечные элементы из фанеры. Из фанеры также выполнен центроплан, на котором находятся электроника управления, аккумуляторы и крепления для плоскостей.

БПЛА получил прямое крыло на деревянном каркасе с полимерной обшивкой и стабилизатор аналогичной конструкции. Киль выполнен из фанеры. На крыле размещены элероны, на стабилизаторе — руль высоты. Руль направления отсутствует.

"Молния-1" оснащается носовым электродвигателем неизвестной модели с тянущим воздушным винтом. На показанных беспилотниках для его питания использовалась пара батарей ёмкостью по 7500 мАч.

"Молния-1" с кумулятивной БЧ готова к запуску

Точные лётные характеристики неизвестны. По некоторым данным, дальность полёта превышает 30–35 километров.

Аппарат имеет систему дистанционного управления и летает по командам оператора. На борту присутствует FPV-камера для управления, разведки, поиска целей и наведения. Камера и система управления соединены с системой двусторонней связи.

Сообщается, что "Молния-1" может преодолевать зоны действия РЭБ противника. В таком случае дистанционное управление отключается, и БПЛА следует по заданному маршруту. После восстановления связи оператор может вновь взять управление.

В носовой части импровизированного фюзеляжа устанавливается боевая часть. На "Молниях" используются боеприпасы разного рода. Например, для поражения бронетехники применяются кумулятивные инженерные заряды, а для поражения "мягких" целей — осколочно-фугасные боеприпасы.

БПЛА поставляются в разобранном виде. Расчёт должен закрепить на фюзеляже крылья, установить аккумуляторы и боевую часть. После этого изделие помещается на рельсовую пусковую установку для старта.

Боевой расчёт системы "Молния-1" состоит из трёх человек: командир управляет работой бойцов и поддерживает связь с другими подразделениями, оператор непосредственно контролирует БПЛА, а сапёр готовит боевые части.

Оператор за работой

С очевидными преимуществами

О беспилотнике-камикадзе "Молния-1" известно пока немного, но даже имеющаяся информация позволяет оценить его достоинства и преимущества.

Прежде всего, это простота конструкции. Отказ от дорогостоящих материалов и сложных в изготовлении деталей позволяет снизить стоимость и трудоёмкость производства. Это, в свою очередь, увеличивает возможные темпы производства и снижает требования к предприятию-изготовителю. При правильном подходе "Молнии" могут производиться множеством организаций в больших количествах.

Несмотря на свою простоту, БПЛА обладает достаточно высокими лётными характеристиками и способен работать на значительном удалении от места старта. Кроме того, он несёт достаточно тяжёлую боевую часть, способную поражать даже танки.

FPV-управление уже доказало свою эффективность на примере лёгких квадрокоптеров. Теперь его успешно внедрили на БПЛА самолётного типа. "Молния-1" с курсовой камерой хорошо справляется с разведкой, поиском и поражением целей.

По всей видимости, подготовка операторов для таких систем также не является сложной. Она не должна существенно отличаться от обучения пилотов для коптеров, что значительно упростит процессы подготовки операторов в целом.

Беспилотник-камикадзе на подлёте к цели

"Молния" может быть оснащена боеприпасами различных моделей и типов. Боевая часть монтируется открыто, что устраняет ограничения по форме или размеру, хотя и сохраняются требования по массе. Всё это делает "Молнию" более гибким ударным средством.

Элемент системы

Важно отметить, что помимо "Молнии-1" в российской армии используются и другие типы беспилотников-камикадзе. Они активно применяются на всех направлениях и наносят противнику значительный урон. Кроме того, регулярно появляются новые модели такой техники.

Каждый из одноразовых ударных беспилотников имеет свои особенности и преимущества, которые делают его наиболее подходящим инструментом для выполнения конкретного круга задач. Новейшее изделие "Молния-1" тоже обладает рядом преимуществ и способно внести свой вклад в общий успех. И российская армия не отказывается от таких возможностей.
topwar.ru
© ФГУП «ГосНИИПП», 1989-2025