13 мая 2025, 03:59
Военно-воздушные силы США начали наземные испытания боевых беспилотных аппаратов: YFQ-44A компании Anduril и YFQ-42A компании General Atomics. В преддверии ожидаемых первых полётов в этом году, посмотрим на аппараты, на которые возлагают столь большие надежды.ВВС США и компания Anduril представили первый "производственный" образец беспилотника YFQ-44A, также известного как Fury. Компания General Atomics также опубликовала новое изображение своего YFQ-42A, но неясно, является ли оно прототипом, предназначенным для полётов. Оба беспилотника разрабатываются в рамках первого этапа программы совместного боевого самолёта (CCA) ВВС. То есть, это те самые аппараты, которые изначально готовились на роль "верных ведомых".Вид спереди на YFQ-44A — "серийный испытательный" образецВВС объявили о начале наземных испытаний аппаратов класса CCA Increment 1, которые, как ожидается, поднимутся в воздух в конце этого года. ВВС также объявили, что авиабаза Бил в Калифорнии станет местом дислокации первого подразделения по подготовке самолётов CCA.Начальник штаба ВВС США генерал Дэвид Олвин заявил во вторник в социальных сетях, что скоро будет сделано важное заявление по программе CCA. В прошлом году ВВС выбрали General Atomics и Anduril для создания летающих прототипов своих проектов CCA первого этапа. В марте служба объявила о присвоении новым беспилотным летательным аппаратам FQ названий "истребительные дроны"."В рамках нашей программы совместных боевых самолётов официально начались наземные испытания! Это важная веха и ещё один шаг к первому полёту и быстрой поставке нашим военным. Эти беспилотные истребители будут крутыми!", — заявил Олвин. "Начало наземных испытаний — ключевая веха в программе CCA Increment 1, — говорится в заявлении Олвина, опубликованном в связи с последними новостями о CCA. — Этот этап устраняет разрыв между проектированием и полётами, снижая риски интеграции, повышая уверенность и закладывая основу для успешного первого полёта и последующего ввода в эксплуатацию".Вы тоже это прочитали и что поняли? Тоже ничего? Да, красивый словопоток, из которого мало что можно понять. Мы и не понимаем, но кто сказал, что понимают в США? Сегодня в Штатах очень много разработок, у которых вроде бы есть будущее, но в наличии просто куча нюансов. Это касается не только ВВС, это и в армии, и на флоте. Такие времена."Этап наземных испытаний CCA включает в себя тщательную оценку серийных испытательных аппаратов YFQ-42A и YFQ-44A, разработанных компаниями General Atomics и Anduril соответственно, с упором на двигательные установки, авионику, интеграцию автономных систем и интерфейсы наземного управления", — говорится в пресс-релизе. "Эти оценки позволят подтвердить характеристики, принять решения по будущим конструктивным особенностям и подготовить системы к лётным испытаниям в конце этого года".Смотреть, смотреть и делать выводы. Это не так просто, как хотелось бы, но куда деваться? Особенно, если принять во внимание то, что один из оцениваемых и рассматриваемых прототипов существует только на картинках.Ранее публично были представлены только модели и рендеры YFQ-42A и YFQ-44A. Сегодня особенно интересно взглянуть на прототип YFQ-44A, представляющий собой вроде бы серийную модель. И да, этот аппарат похож на то, что возможно, будет летать. Если все пойдет как надо.Примечательно, что у тестового образца на носу есть что-то вроде системы камер, направленных вперёд, чего ранее не было на рендерах и макетах конструкции. Компания Anduril сообщила, что в настоящее время не может предоставить более подробную информацию о системах управления дроном, но камера на носу, по крайней мере, поможет обеспечить визуальное управление и дополнительную ситуационную осведомлённость во время начальных испытаний. Серийный самолёт будет полуавтономным (почти автономным), то есть человек не будет управлять им дистанционно в традиционном смысле. На YFQ-44A также установлен датчик для сбора данных во время лётных испытаний, который является стандартной функцией самолётов, готовящихся к первому полёту, и во время важных этапов лётных испытаний.Фото видимой системы камер на носу YFQ-44AYFQ-44A, возможно, может быть оснащён инфракрасным датчиком поиска и сопровождения (IRST) в том же месте на носу. В прошлом году компания Anduril представила семейство пассивных инфракрасных датчиков под названием Iris. По словам компании, датчики Iris в основном предназначены для использования на пилотируемых и беспилотных летательных аппаратах и могут быть частью систем предупреждения о ракетном нападении или наведения на цель. Также стоит отметить, что ранее IRST-датчик был установлен в аналогичном месте на одном из австралийских беспилотников MQ-28 Ghost Bat. Ожидается, что пассивные датчики, в том числе инфракрасные, станут ключевой особенностью будущих беспилотных летательных аппаратов, и ВВС тестируют эти возможности на других дронах в рамках более широкой работы, связанной с этой программой.Вид спереди на прототип YFQ-44A и его воздухозаборникТеперь можно рассмотреть трёхколёсное шасси дрона и отсеки для шасси, при этом дверь отсека для носового шасси имеет чёткую трапециевидную форму, характерную для малозаметных конструкций. На верхней части фюзеляжа также хорошо виден ряд антенн, похожих на конформные, а также дополнительный воздухозаборник. По бокам носовой части есть как минимум один дополнительный небольшой воздухозаборник, а также открытая секция за экраном.Крупный план центральной части фюзеляжа прототипа YFQ-44A. Дизайн БПЛА от Anduril, также известного как Fury, восходит к концу 2010-х годов и компании Blue Force Technologies. В 2023 году Anduril приобрёл Blue Force Technologies. "Сегодня, всего через год после того, как компания Anduril была выбрана для производства прототипов для программы CCA, ВВС объявили, что YFQ-44A компании Anduril приступил к наземным испытаниям", — говорится в заявлении доктора Джейсона Левина, старшего вице-президента Air Dominance & Strike в Anduril. "Мы планируем запустить YFQ-44A этим летом"."Вместе с компанией Anduril и Военно-воздушными силами США мы создаём новое поколение полуавтономных истребителей, которые коренным образом изменят воздушные бои. YFQ-44A — это высокопроизводительный, массовый и более доступный истребитель, способный действовать со скоростью и в масштабах, необходимых для опережения угроз. Укрепление доверия — основа любой первоклассной технологии. Поставляя YFQ-44A с беспрецедентной скоростью, мы обеспечиваем военным достаточную возможность для экспериментов и формирования доверия, необходимого для поддержки эксплуатации CCA до конца десятилетия".Компания General Atomics также опубликовала новый снимок своего YFQ-42A, который вы видите ниже, но он в значительной степени отражает дизайн, предложенный компанией в прошлом. Однако, есть и изменения: под носом виден новый обтекатель. Дизайн основан на работе, которую компания уже проделала с XQ-67A, беспилотным летательным аппаратом, который сейчас летает и изначально был разработан для программы внебортовых сенсорных станций (OBSS) ВВС."Программа CCA представляет собой революционную новую эру в боевой авиации, и мы продолжаем испытания и полёты YFQ-42 в соответствии с графиком в ближайшие месяцы", — говорится в заявлении Дэвида Р. Александера, президента подразделения General Atomics Aeronautical Systems, Inc. "За последние три десятилетия GA-ASI разработала более двух десятков различных типов беспилотных летательных аппаратов для США и их союзников, в том числе несколько беспилотных боевых самолётов, которые летают сегодня, и наработала почти 9 миллионов лётных часов. Наша работа над YFQ-42 ещё больше расширит сферу беспилотной авиации, и мы с нетерпением ждём будущего"."CCA являются полуавтономными по своей природе, поэтому ARU не придётся совершать значительное количество ежедневных вылетов для поддержания готовности. Самолёты будут поддерживаться в лётной готовности и использоваться по минимуму, поэтому количество лётчиков, необходимых для обслуживания парка, будет значительно меньше, чем для других систем вооружения".В настоящее время Бил служит основным центром для парка самолетов-разведчиков U-2 Dragon Lady ВВС, которые планируют вывести из эксплуатации уже в следующем году, если Конгресс не вмешается. До 2022 года база также была домом для большей части беспилотных летательных аппаратов RQ-4 Global Hawk. В последние годы он также был связан с передовыми разработками беспилотной авиации, относящимися к высоко засекреченному, малозаметному и высоколетящему беспилотнику, обычно называемому RQ-180, хотя текущий статус этой программы неясен.Заявление о базировании ARU особенно важно, учитывая основные вопросы, на которые ВВС, а также Корпус морской пехоты США и ВМС США до сих пор не дали ответов о том, как будущие CCA будут интегрированы в их структуры, а также эксплуатироваться и обслуживаться, не говоря уже о том, как они могут быть использованы в реальных боевых действиях. Вообще полеты беспилотных летательных аппаратов и пилотируемых самолётов на близком расстоянии без столкновений остаются серьёзной проблемой. Применение в современных военных конфликтах сопряжено с еще большим количеством проблем. Лучшей иллюстрацией может служить случай, когда российский летчик был вынужден сбить ракетой своего "верного ведомого" С-70, управление которым перехватил противник.Военно-воздушные силы уже создали экспериментальное оперативное подразделение (EOU) на базе ВВС Крик в Неваде, чтобы помочь в разработке и совершенствовании концепций операций CCA и связанных с ними тактических приёмов, методов и процедур. Служба также уже много лет использует различные пилотируемые и беспилотные летательные аппараты в качестве суррогатов CCA."Ожидается, что решение о производстве первой партии будет принято в 2026 финансовом году", — заявили сегодня в ВВС, но остаются вопросы о планах ВВС по приобретению CCA. В прошлом представители ВВС заявляли, что они могут закупить от 100 до 150 CCA первой партии. ВВС также планируют приобрести дополнительные CCA в рамках последующих партий. В настоящее время уточняются существенно отличающиеся требования ко второй партии.Итак, что мы имеем по факту? У американцев есть не ключ, но рисунок ключа, если выражаться словами персонажа американского же фильма.Есть программа ССА, которая представляет собой некий самолет, взаимодействующий с беспилотными аппаратами "верный ведомый".Сразу понимаем, что самолета нет. Это согласно планам, должен был быть тот самый самолет будущего из программы NGAD, возможно, им станет F-47, когда окончательно примет вид самолета, а возможно, будет и какой-то иной вариант. Но это будет очень сильно потом, когда/если появится самолет, удовлетворяющий условиям программы ССА.Что касается проектов самолетов, то до момента их осмысленного появления еще много времени. По крайней мере, пока нет никаких подтверждений того, что образцы существуют в металле и тем более, способны совершать полеты. А сказать, что экспериментальный прототип "Боинга" летал в 2019 году может любой человек на планете, владеющий членораздельной речью. Тут дело как бы не в умении пользоваться языком, а в представленных доказательствах. А вот с доказательной базой никак. Переходим к "верным ведомым".Их, как видите, тоже нет в нормальном понимании этого слова. YFQ-42A пока не вышел за рамки картинки, пусть и именуемой теперь напыщенным словом "рендеринг", как ни назови – это картинка. С YFQ-44A все интереснее, эта штуковина по крайней мере, уже существует в виде макета, который можно красиво сфотографировать. Летать оно еще не летает, и это единственное, что можно понять из того словоблудия, которым разразились представители ВВС США.То, что имеющее крылья в конце концов полетит – это понятно. Но здесь возникает куча вопросов, главный из которых – управление. Полуавтономное – интересный термин, и интересен он именно приставкой "полу". Мы прекрасно понимаем суть слова "полуавтоматический", скажем, в применении к оружию, а вот насчет полуавтономного надо подумать.Автономное управление БПЛА – это понятно. Это мощные компьютеры, быстрые процессоры, искусственный интеллект, оценивающий поступающие данные с датчиков и принимающий решения. Причем – на борту беспилотника. То есть, для Голливуда вполне себе, а для ВВС США – увы, пока рановато. В мире пока нет систем, способных реализовать такое, да еще и применительно к летательному аппарату.Компьютеры и все прочее очень неплохо размещаются на земле, как в случае в RQ-9 и ему подобными машинами, да вот беда – управление с земли в случае активного маневрирования рано или поздно приведет к не очень хорошим последствиям. Да и специалисты РЭБ последнее время совсем распоясались и запросто могут "птичку" если не увести, то приземлить.Управление с ведущего самолета – вот ближе к теме, но: самолет должен быть двухместным. Пилот управляет самолетом, а оператор – "верными ведомыми". Тогда складывается более или менее вменяемая картинка. Если же самолет одноместный, как, например, F-22 или F-35, то управление такими аппаратами выглядит сомнительно. Ведь в боевых условиях БПЛАП должен не просто летать "блинчиком" рядом с ведущим самолетом, а выполнять маневры уклонения, да еще и в условиях противодействия РЭБ противника.Картинка видения взаимодействия самолетов-ведущих и "верных ведомых".В нашем случае все говорят о некоем полуавтономном управлении. Практически без вмешательства человека, на каких-то неведомых пока нам принципах. С одной стороны – неплохо, если не будет внешних каналов управления – не будет возможности их перехвата. Но дальше все упирается в возможности вычислительных мощностей на борту аппарата. В конце концов, система управления таким БПЛА не может быть мощнее и (главное) дороже, чем на самолете, поскольку это просто лишает смысла все происходящее.Компания Anduril планирует использовать для системы управления платформу Lattice, которую она описывает как "программную платформу с искусственным интеллектом, позволяющую командам автономных систем динамически взаимодействовать для выполнения сложных задач под контролем человека, а также сетевые возможности ячеистой структуры совместно с Fury. Главный стратег Броуз сообщил, что компания будет открыта для использования дрона с автономным программным обеспечением сторонних производителей и другими системами.Если все описанное заработает как надо – это будет прорыв. Если нет…БПЛА в нашем случае – фактически расходный материал. И его применение будет обоснованным только в том случае, если этот аппарат будет дешевле самолета раз в 20. Но как раз о стоимости того же YFQ-44A все молчат. Понятно, что окончательные цифры будут тогда, когда БПЛА будет готов к серийному производству, но тем не менее, это тоже вопрос с большой буквы. Особенно учитывая тот факт, что именно большими количествами этих аппаратов ВВС США планируют усиливать боевые порядки своих обычных самолетов типа F-22 и F-35, но тут мы возвращаемся к сказанному выше относительно управления этими БПЛА.Давайте всерьез: YFQ-44A представляет собой машину самолетного типа. Он рассчитан на полёт на высоте до 15 000 м со скоростью 0,95 Маха (около 1 000 км/ч) и способен развивать максимальную перегрузку 9 g. "Фьюри" будет оснащён одним турбовентиляторным двигателем Williams FJ44-4M с тягой 17,8 кН, максимальная взлётная масса ожидается в районе 2 300 кг. Сколько будет отводиться на топливо, а сколько на вооружение – вопрос открыт. Но явно, что немного.Летательный аппарат, который должен будет оказывать поддержку самолету. Нести дополнительные датчики в контейнерах, ракеты, ловушки все в таком вот духе. Этакая летающая ТЗМ. И как можно сделать летающий склад или дополнительный радар дороже самолета? Да никак, это даже звучит бредово. На что защищенная и современная штука "Жнец", и того хуситы время от времени сбивают, причем, не понятно какими экспонатами лавки древностей.Что тут говорить об очередном проекте ВВС США, кроме того, что он до безобразия "сырой"? Вообще в целом порочная практика – сперва устроить шум на весь мир, говоря о том, насколько шикарную вещь разработали в США. А потом тихо так устроить очередной "Замволт" или "Фридом". То есть, абсолютно бесполезную штуковину, которая обойдется в очередной мешок миллиардов долларов.Но ищущий находит, и стучащему отворят. Так говорит одна старая книга. Вот только в нашем случае найти сперва надо не только летательный аппарат типа "верный ведомый", но и ведущего для него. И – особенно важно – тактику и стратегию применения. А с этим будет сложнее, поскольку тактика применения потребует четких характеристик машин. В общем, все по классике жанра. Пойди туда, не знаю, куда и принеси то, не знаю, что. А желательно даже два. Что ж, мы никуда не спешим, подождем, пока американцы смогут разрулить сложившуюся ситуацию. Смотрится забавно.