29 апреля 2025, 04:58
У нас продолжается разбор полетов в Китае и попытки понять, что же там такое летает, но глазами американцев. Есть смысл, потому что у нас как бы интерес такой… Гастрономический и не более того, а вот на той стороне Атлантики интерес животрепещущий, и понятно почему.Потому что КНР и США видятся в Америке противниками.Значит, все изображения новых истребителей-невидимок, разработанных в Китае, а также других потенциально интересных объектов, похожих на истребители, и даже странные объекты, потенциально не похожие на истребители, – все это является предметом рассмотрения в телескопы из Америки.И тут поле для размышлений – ого-го, потому что китайцы особо ничего не скрывают. На первый взгляд. Самолеты летают белым днем, попадают на камеры смартфонов, так что особо и шпионить не надо: зашел в "ТикТок" или WeChat – и вот тебе все, что есть на сегодня. Но съемки самолетов с земли — это одно, а летные испытания — это другое. И как раз летные испытания двух новых китайских истребителей следующего поколения продолжаются быстрыми темпами и дают новую информацию об обоих самолётах. Но немного.Последние изображения более крупного из двух самолётов, обычно — но неофициально — называемого J-36, позволяют лучше всего на сегодняшний день рассмотреть выхлопные сопла трёх его двигателей и кабину, которая, как оказалось, может быть двухместной. Дополнительные изображения второго самолета, обозначаемого как J-XDS или J-50, демонстрируют интересную конфигурацию отсека сбоку от фюзеляжа сразу за воздухозаборником и подчёркивают другие отличительные особенности, такие как поворотные поверхности управления на законцовках крыла.Некоторые эксперты в США до сих пор считают, что многие свежие кадры полетов J-36 и J-50 были сфабрикованы. Стоит отметить, что такая вероятность есть, хотя и очень невелика. Известно, что в Интернете распространяются версии некоторых фотографий самолета, которые были намеренно улучшены с использованием генеративного искусственного интеллекта, чтобы попытаться собрать больше деталей. Многие телефонные камеры теперь выдают изображения, которые по умолчанию также "сглажены". Ну и плюс надо учитывать, насколько китайцы умеют играть в игры по дезинформации.Последние кадры с J-36 на видео и связанные с ними изображения представлены в постах в социальных сетях, которые, как утверждается, были сняты в городе Чэнду. За самолёт отвечает Чэндуская авиастроительная корпорация, главный завод которой находится там же. Так что всё логично и не требует особой проверки. Как говаривал покойный сатирик Михаил Задорнов, файлы сошлись.Но есть нюансы.Как уже отмечалось, новые изображения J-36 сзади позволяют лучше всего рассмотреть выхлопные сопла трёх двигателей, что уже само по себе является весьма необычным. Необычным не в плане особенности самолёта, а в том, что были показаны детали, которые как раз показывать и не стоило, поскольку по ним можно сделать очень много выводов. На изображении мы можем увидеть "лепестки", выступающие над выхлопными трубами, которые находятся внутри хвостовой части самолёта. Это подчёркивает сходство конфигурации выхлопной системы J-36 по форме и функциям с выхлопной системой YF-23 компании Northrop. YF-23 также отличался экзотической конструкцией воздухозаборника с разделением пограничного слоя для улучшения воздушного потока.Выхлопная система J-36 в целом много взяла от выхлопной системы YF-23. И неудивительно, поскольку эта игра на понижение заметности как для радаров, так и для инфракрасных датчиков будет длиться столько, сколько будут разрабатываться самолеты. Уменьшение выхлопных газов двигателя перед верхней задней кромкой самолёта — это классический элемент конструкции с пониженной заметностью, который компания Northrop в значительной степени внедрила в Tacit Blue, B-2 Spirit и YF-23. Выхлопные газы рассеиваются и могут активно охлаждаться в верхней части фюзеляжа, что затрудняет обнаружение самолета в ИК-диапазоне с земли. Видео с J-36 также позволяет по-новому взглянуть на кабину пилота. С тех пор как самолёт впервые появился на публике, ходили слухи, что у него может быть двухместная кабина с сиденьями, расположенными рядом, как у Су-34. Однако на одном из свежих фото отчетливо видны два больших дисплея, расположенные друг за другом, что снимает все вопросы о количестве и расположении экипажа в кабине.Удивительного ничего, либо у вас одноместный самолет с суперкомпьютером, который сможет разгрузить летчика в бою, взяв на себя множество обязанностей, либо два члена экипажа, один из которых пилотирует самолет, ни на что особо не отвлекаясь, второй управляет системами защиты и вооружением.Кстати, если посмотреть на то, чем вооружается весь мир, то двухместные самолеты начинают доминировать. И дело тут не в том, что народец тупой пошел, нельзя сложную технику доверить, а в том, что в самолете различных систем становится все больше и управлять ими все сложнее. Потому и F-15 окончательно стал двухместным, и Су-30 покупают с удовольствием многие страны мира.Идем дальше.Как уже упоминалось, наиболее интересным на новых фото является то, что на правой стороне фюзеляжа за воздухозаборником отчётливо виден своего рода отсек с ярко выраженной выпуклостью спереди. Он также расположен прямо перед основным отсеком с этой стороны самолёта. Вероятно, симметрично ему на другой стороне может иметься еще один такой отсек.Крупный план отсека J-50 с правой стороны фюзеляжаНеизвестно, предназначен ли отсек J-50 для оружия или для каких-то других целей, например, для аппаратуры РЭБ. В выпуклом сегменте очень неплохо размещалась бы антенна, например. Уже поднимался вопрос о том, достаточно ли внутреннего пространства в этой части самолёта для размещения соответствующих боеприпасов. Здесь стоит отметить, что у китайского малозаметного истребителя J-20 отсеки для оружия расположены примерно в том же месте и тоже имеют необычную конфигурацию: ракеты выдвигаются вместе со стартовыми направляющими перед запуском. Но о J-20 и его системах вообще отдельный разговор, потому что просачивается много чего такого, противоречивого.В общем, контейнеры — это целая тема для размышлений.Зато можно поставить точку в теме про эти штуковины на концах крыльев. Если перевести с китайского, то они обозначены как "поворотные поверхности управления на законцовках крыла".Напомним, J-50 — бесхвостка. А значит, как у любого самолета такой схемы, есть проблемы с горизонтальной остойчивостью. Они решаются, в том числе и таким образом, как такие поворотные законцовки крыла, которые обеспечивают дополнительную устойчивость бесхвостым самолётам. Вопрос эффективности, но в этом и интерес.Вообще то, что сегодня происходит в Китае, – интересно всё. И то, что они уже сделали, и то, что они сделают, – тоже. У многих в США (да и у нас есть такие) складывается мнение, что вот вся эта суета с J-36 и J-50 – в некотором роде маскировка. Ну действительно, новейшие самолеты следующего поколения рассекают над городами на таких высотах, что только ленивый еще не заснял их на свой смартфон.И это при том, что изображения новейших систем ракетного вооружения можно даже не искать. Их просто не будет на фото, потому что в Китае умеют хранить секреты. А вот самолеты шестого поколения или прототипы таких самолетов может увидеть каждый.Ну не логично, не так ли?И многие это понимают. И начинают делать определенные выводы, особенно когда в Интернете появляется спутниковое фото с Google Earth, на котором виден любопытный объект, похожий на малозаметный истребитель с модифицированной ромбовидной дельта-платформой, передним горизонтальным оперением и двумя вертикальными стабилизаторами. И стоит он не абы где, а на площадке перед пассажирским терминалом аэропорта Цзинин-Цюйфу в провинции Шаньдун на востоке Китая. И появляется этот аппарат там систематически и регулярно с сентября прошлого года.Тут у многих возникнет вопрос: ну да, гражданский аэропорт – это лучшее место для маскировки секретного аппарата, не так ли? Да, всё так. Особенно если учесть, что аэропорт закрыт с декабря 2023 года. Вместо аэропорта Цзинин-Цюйфу теперь работает другой аэропорт Цзинин-Даань. А рядом с аэропортом Цзинин-Цюйфу совершенно случайно располагается авиабаза Цзинин. И здесь тоже много странностей, ведь на военной авиабазе просто обязана быть своя взлетная полоса. Зачем и ради чего такие сложности?Некоторые американцы всерьез считают, что это какой-то макет. Он имеет некоторое сходство с Baidi Type-B, также известным как "Белый император", цитата: "Полностью вымышленным космическим истребителем, который Китайская корпорация авиационной промышленности (AVIC) представила на авиасалоне в Чжухае в 2024 году".Это называется "сбить с толку своих и запутать всех остальных". Если истребитель полностью вымышленный, тогда вопрос на 50 тысяч долларов: а что тогда летало в Чжухае? Логика определенная есть, как ни крути.Также уже проводились сравнения с "макетами", отдалённо напоминающими J-20, которые появились на удалённой авиабазе Линтао на севере центральной части Китая в 2022 году. Однако конструкция крыльев и носа объекта в Цзинине заметно отличается от тех, что были ранее замечены на Линтао, которые также могут быть макетами или приманками.Сравнение одной из "форм" Линтао и объекта, появившегося в ЦзининеВ социальных сетях также распространяется видео, которое вызвало вопросы о том, появился ли ещё один новый китайский военный самолёт. Понять из видео, учитывая, насколько далеко находится самолёт на кадрах и их общее качество, можно немного. Происхождение ролика также не совсем понятно. То, что можно увидеть, не похоже на известные китайские разработки. Общая форма аппарата также не соответствует чему-то известному. Получается, что все вопросы будут упираться в некий до сих пор не идентифицированный бесхвостый самолет, который появился на главном заводе Шэньяна в январе.Шеньян, конечно, то место, откуда может появиться что-то новое, но не такими же темпами?Хотя, будем справедливы: это не первый случай, когда внезапно появляется новый китайский самолёт. Ярким примером является появление J-36 и J-50 в полёте 26 декабря прошлого года, несмотря на то, что ранее не было опубликовано ни одного изображения этих самолётов. Так что определенный стиль китайских военных и авиастроителей присутствует.Продолжающиеся испытания J-36 и J-50, безусловно, будут раскрывать новые подробности об этих самолетах. С ними все более или менее понятно, а вот если другие перспективные китайские самолёты уже летают или находятся на последних стадиях разработки, то вскоре могут появиться дополнительные сведения и о них. Но в целом складывается впечатление, что то, что показывают китайцы, — это одна сторона медали, а что не показывают — другая.