19 августа 2024, 03:38
Panavia Tornado, он же MRA-75, он же Panavia 200. Плод совместной работы концернов British Aircraft Corporation (Великобритания), Messerschmitt-Bölkow-Blohm (Германия), и Aeritalia (Италия).Эти три кита образовали в 1971 году консорциум Panavia Aircraft GmbH, доли в котором принадлежали British Aircraft Corporation (42,5%), Messerschmitt-Bölkow-Blohm (42,5%), Aeritalia (15%).Были разработаны две модификации: истребитель-бомбардировщик "Торнадо" IDS и перехватчик "Торнадо" ADV. Самолеты прошли долгий путь, но перехватчик ADV закончил свою карьеру в 2010 году, а вот истребитель IDS служит и по сей день, дотянув до своего юбилея.Этот самолет можно и нужно считать символом возрождения европейской авиационной конструкторской школы и промышленности, поистине на Западе Европы смогли преодолеть все: полный упадок после войны, финансовый кризис шестидесятых, зависимость от США. И был создан действительно превосходный боевой самолет третьего поколения, ставший к тому же первым европейским самолетом с крылом изменяемой стреловидности и первым в мире серийным самолетом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ).История работы над проектом самолета была непростой и долгой, и в итоге от евроконсорциума из 8 стран остались три страны, которые и начали реализацию проекта, который получил название MRCA-75 (Multi Role Combat Aircraft - многоцелевой боевой самолет 1975 года). Самолет действительно получился "всеобщим" ("Панавиа" - "Всеобщая авиация" с греческого): кроме заявленных концернов в разработках приняли участие:- "Турбо Унион" ("Роллс-Ройс", "Фиат", MTU) создал двигатели;- "Маузер" создал пушки;- "Авионика" работала над БРЭО.Интересно, но страны-создатели видели роль самолета по-разному: в Королевских ВВС Великобритании MRCA-75 должен был заменить бомбардировщики "Вулкан" и "Канберра", совершенно не смущаясь, что "Вулкан" был весьма стратегическим бомбардировщиком, который по планам должен был наносить удары в том числе и по территории СССР.В немецких Люфтваффе новый самолет должен был заменить откровенно неудачный F-104G в качестве как истребителя, так и ударного самолета, способного действовать против морских целей на Балтике.Итальянские ВВС в MRCA-75 тоже видели охотника за советскими кораблями в Средиземном море вместо "Старфайтера".В итоге, после длительных дискуссий и согласований, основными задачами MRCA-75 были определены: - удары по аэродромам противника; - нанесение ударов по районам сосредоточения войск, штабам и коммуникациям; - непосредственная всепогодная и круглосуточная поддержка наземных войск на поле боя; - удары по надводным морским целям; - ведение воздушной разведки.Ну и плюс ко всему, самолет должен был уметь в мане6вренный бой. Понятное дело, с советскими истребителями, что само по себе было задачей сложновыполнимой, особенно если учесть небольшую высотность самолета. По сути, получился такой многоцелевой ударный бомбардировщик-штурмовик. Все-таки как истребитель это был корм для советских Су и МиГ.Изначально Германия и Великобритания хотели получить на вооружение двухместный самолет ("Панавиа-200"), а итальянцев устраивал одноместный ("Панавиа-100"). В итоге стороны сошлись на двухместной модели из соображений экономии.14 августа 1974 года первая машина поднялась в воздух. В сентябре 1974 года новому истребителю-бомбардировщику было присвоено имя "Tornado". В 1980 году Британские ВВС получили первый самолет "Tornado", через год эти машины стали поступать на вооружение ВВС Италии и ФРГ.Германия приобрела 359 самолетов. Люфтваффе получили: - 157 истребителей-бомбардировщиков; - 55 учебно-боевых самолетов с двойным управлением; - 35 самолетов РЭБ "Tornado" ECR. Бундесмарине для своей авиации получили 100 истребителей-бомбардировщиков и 12 самолетов с двойным управлением.Италия закупила 100 истребителей-бомбардировщиков, из них 12 - с двойным управлением. Великобритания в общей сложности получила 229 самолетов, из них 51 - с двойным управлением). Кроме того, в 1984 году часть британских самолетов была модернизирована для доставки британской ядерной бомбы WE177B или американской ядерной бомбы В61. Эта модификация получила обозначение Tornado GR.1."Торнадо" встал в строй и… практически моментально устарел. Несмотря на то, что работы были проведены достаточно быстро во второй части, к девяностым годам самолет откровенно требовал усовершенствований. И когда началась подготовка к войне с Ираком, за "Торнадо" взялись более чем конкретно.На передние части воздухозаборников, крыльев и хвостового оперения было нанесено специальное радиопоглощающее покрытие, которое, правда, оказалось неэффективным и даже более того, имели место случаи отрыва и попадания в воздухозаборники. В итоге после войны покрытие было удалено со всех самолетов.Но были добавлены и более полезные вещи:- шифрованное оборудование для связи;- специальное освещение кабины, позволяющее пилоту пользоваться очками ночного видения;- блок спутниковой навигации;- новые ПТБ увеличенной до 2250 л емкости;- подвесной контейнер (2 шт.) с лазерно-тепловизионной обзорно-прицельной системой TIALD.Вооружение было дополнено американскими корректируемыми авиабомбами "Paveway II", ракетами AIM-9 "Sidewinder" и опытными противорадиолокационными ракетами ALARM, которые по факту проходили полевые испытания в Ираке.С течением времени ассортимент вооружений, которые мог нести "Торандо" увеличивался. В 90-х "Торнадо" получил на вооружение противокорабельные ракеты "Sea Eagle", немцы вооружились ПРК "Корморан" и "Корморан-2", итальянцы освоили ракеты AGM-65D "Maverick", AGM-88 HARM, ПКР "Корморан", AIM-9L и бомбы GBU-16. Плюс итальянцам досталась контейнерная система лазерного целеуказания Tomson-TRT CDLP.В итоге, после всех доработок, на выходе появился весьма неплохой по ЛТХ и очень навороченный по вооружению, самолет. Замаячили неплохие варианты по экспорту, но… увы, цена "Торнадо" оказалась очень высокой. Да, сегодня, после "успехов" на этом поприще F-22 и F-35, "жалкие" 30 миллионов долларов у "Торнадо" выглядят смешно, но в 90-е годы это были очень большие деньги, и желающие обновить свой авиапарк как-то очень быстро закончились.Купить "Торнадо" для своих ВВС смогли только реальные мужчины из династии Сауди, и ВВС Саудовской Аравии приобрели для себя 90 самолетов, в том числе 14 с двойным управлением и 6 разведывательных модификаций.К началу нового тысячелетия "Торнадо" находился в рядах так называемых "крепких старичков", то есть, самолетов устаревших и требовавших капитальной модернизации. Однако члены триумвирата не смогли между собой договориться и в итоге организовать совместные работы по модернизации "Торнадо" не получилось. Британцы предпочли снять "Торнадо" с вооружения, немцы и итальянцы начали работать над собственными модернизациями порознь.Боевым горнилом для "Торнадо" стала война с Ираком. Самолет активно применялся участниками из всех трех стран-обладательниц. "Торнадо" за время боевых действий сбросили 950 корректируемых бомб "Paveway II" и 4250 обычных свободнопадающих бомб 450 и 900 кг, выпустили по РЛС противника 123 противорадиолокационных ракеты ALARM, использовали 100 комплектов бомбовых кассет JP233. Потери составили 11 машин, при этом погибло восемь членов экипажей и семь попало в плен.Многие эксперты сошлись во мнении, что использование "Торнадо" в реальных боевых действиях было не очень эффективным. Очень странно, что столь сложный и нашпигованный оборудованием самолет вдруг оказался малопригодным для боевого применения.Вино тому было поставлено несоответствие между формацией комплексов атаки и защиты (при том, что комплекс обеспечения боевой живучести был очень слабым) и условий, в которых использовался самолет. Использование "Торнадо" практически в качестве штурмовика, наносящего удары по аэродромам и командным центрам с небольшой высоты, повлекло за собой приличные потери. Во время испытаний для применения на Европейском ТВД (естественно, против советских войск) основным методом применения "Торнадо" предусматривался полет на малых и сверхмалых высотах для атаки войск противника. Однако при планировании был неправильно просчитан эффект противодействия противником. И в Ираке выяснилось, что режимы, в которых "Торнадо" выходили на цель, очень выгодны и для многочисленной иракской малокалиберной зенитной артиллерии.А для "Торнадо" было бы выгоднее наносить удары с больших дистанций, вдали от зоны ближней ПВО противника, используя высокоточное оружие большой дальности. Но "Торнадо" работали "в упор", что и повлекло потери и повреждения практически всех задействованных в операции самолетов. ЛТХ модификации Tornado GR.Mk.1Размах крыла, м - 13,92Длина, м - 16,72Высота, м - 5,95Площадь крыла, м2 - 31,00Масса, кг - пустого - 14 090- нормальная взлетная - 20 410- максимальная взлетная - 27 950Топливо, кг - во внутренних баках – 5 090- в ПТБ 4 x 1 500 л или 2 х 1500 + 2 х 2250 лДвигатель: 2 х ТРДДФ Turbo-Union RB.199-34R Mk.101 х 4 180 кгсМаксимальная скорость, км/ч - на высоте – 2 338 (2,2М)- у земли – 1 480Крейсерская скорость, км/ч – 1 010 (0,92М)Перегоночная дальность, км – 3 890Боевой радиус действия, км – 1 390Практический потолок, м – 15 240Экипаж, чел - 2Вооружение: Две 27-мм пушки Mauser BK27 c 180 патронами на пушкуБоевая нагрузка - 9000 кг на 7 узлах подвески:- 3 ядерные бомбы WE.177;- 2 УР воздух-воздух AIM-9B/L Sidewinder;- 7 противорадиолокационных УР ALARM; - 4 ПКР Sea Eagle;До 3 бомб разных типов: - GBU-15 c оптическим наведением; - Paveway с лазерным наведением; - 454-кг, 340-кг, 227-кг, 113-кг обычные бомбы; - BL775 кластерные бомбы; - напалмовые баки и специальные подвесные контейнеры.Сегодня немецкие ВВС являются одним из последних эксплуатантов "Торнадо", наряду с Италией и Саудовской Аравией. Менее известен тот факт, что именно ВМС Германии были первым немецким эксплуатантом, получившим в свои руки "Торнадо". Но последние "морские" "Торнадо" были списаны в 2005 году, после чего ВМС Германии вообще отказались от использования скоростных самолетов. А ведь были времена, когда "Торнадо" летали бок о бок с советскими и российскими Су-27 над водами Балтики…Еще одной интересной особенностью "Торнадо" была способность дозаправки самолетов в воздухе. В ВВС Германии и Италии "Торнадо" могли оснащался заправочной капсулой "Sargent Fletcher", емкостью 1400 литров которая размещалась под фюзеляжем, при использовании которой можно было существенно увеличить и без того неплохой радиус действия "Торнадо" или заправить любой другой самолет, имеющий соответствующее оборудование.Британцы тоже оборудовали несколько своих самолетов для выполнения роли заправщика перед операцией в Заливе в 1991 году, но использовать самолеты не спешили.Ну и вишенка на торте: "Торнадо" вполне мог оказаться на службе в ВВС США! Идея того, что ВВС США купят боевой самолет европейской разработки и производства, сейчас кажется почти немыслимой, но на самом деле соответствующая служба ВВС не раз рассматривала возможность покупки "Торнадо"."Торнадо" версии IDS рассматривался в качестве потенциального кандидата на создание усовершенствованного тактического истребителя (ETF), но так вышло, что кандидат так и остался кандидатом, а его место в ВВС занял F-15E Strike Eagle, который как раз был создан для выполнения таких задач.Еще один потенциальный экспортный оператор для "Торнадо" - Япония. Там Воздушные силы самообороны Японии (JASDF) уже с середины 80-х годов искали преемника своего штурмовика Mitsubishi F-1, который в основном нес нагрузку самолета противокорабельной обороны.Тоже не срослось, японцы немного переборщили с хотелками: по мнению JASDF, "Торнадо" японских ВВС должен был летать дальше, что потребовало удлинения фюзеляжа или чтобы в разработке взяли более длинный фюзеляж перехватчика "Торнадо" ADV, а возможности оставили от "Торнадо" IDS и частично от модели ECR.Производители смогли построить такое. Но по предъявлению японские военные от самолета отказались и предпочти доделать под свои требования Mitsubishi F-2.В целом, мир отказался от "Торнадо". И даже с учетом многочисленных модернизаций, сегодняшний "Торнадо" IDS быстро движется к уходу на пенсию. Ситуация могла бы быть иной, если бы страны-партнеры реализовали планы по созданию усовершенствованной версии, известной как "Торнадо-2000".Планы по "Торнадо-2000" были сформулированы вскоре после войны в Персидском заливе 1991 года, в которой базовый "Торнадо" IDS совершил большое количество боевых вылетов, с успешными результатами, но также и с болезненными потерями.Планировалось, что "Торандо-2000" поступит на вооружение на рубеже веков, будет дополнительно оптимизирован для преодоления современных средств ПВО на малых высотах. Отличительными особенностями новой конструкции станут удлиненный фюзеляж, вмещающий больший запас топлива и более современная авионика. Чтобы лучше преодолевать противовоздушную оборону противника, носовая часть фюзеляжа должна была быть подвергнута изрядной реконструкции по уменьшению поперечного сечения радара и изменению конструкции воздухозаборников. Вместо перевозки дополнительного топлива в громоздких сбрасываемых баках с изрядным радиолокационным отражением, под фюзеляжем должен был быть установлен полуконформный топливный пакет. По сравнению с базовым "Торандо", радиус действия нового самолета планировалось увеличить на 25 процентов.С появлением на горизонте более продвинутых проектов, в том числе программы Joint Strike Fighter, в которую вскоре включились британцы, от планов по созданию оптимизированной ударно-ударной версии "Торнадо" отказались. Так F-35 сбил на взлете "Торнадо-2000".