Спутниковые снимки носителей американского тактического ядерного оружия и мест его хранения
30 апреля 2025, 03:31
После создания в США атомной бомбы она поначалу рассматривалась как стратегическое "супероружие", предназначенное для уничтожения крупных административно-политических и промышленных центров, и о применении на передовой речь не шла. Это было обусловлено несколькими причинами. Носителями первых американских ядерных бомб, которые весили более четырёх тонн, являлись стратегические бомбардировщики Boeing B-29 Superfortress, сбрасывавшие свой смертоносный груз с высоты 10-11 км. Понятно, что точность бомбометания при этом была не слишком высокой, и существовал риск нанесения удара по своим войскам. Кроме того, на момент появления ядерные заряды были "штучным товаром", и их не хватало даже для поражения всех "стратегических целей".
Впрочем, по мере накопления запасов урана и плутония, одновременно с разработкой ядерных бомб и боеголовок большой мощности для стратегических бомбардировщиков и баллистических
ракет, в США велись работы по миниатюризации ядерных зарядов, и уже в начале 1950-х американские военные стали рассматривать ядерное
оружие как средство поражения на поле боя.
Это было обусловлено разными причинами. С одной стороны, применение ядерного заряда относительно небольшой мощности позволяло создать брешь в обороне противника или уничтожить одним внезапным ударом скопление войск в местах сосредоточения. С другой стороны, после утраты "ядерной монополии" в 1949 году американцы прекрасно понимали, что применение "стратегических" ядерных зарядов по территории СССР немедленно вызовет ответный удар по континентальной части США.
В связи с этим в головах американских генералов и политиков возникла доктрина "ограниченной ядерной войны", согласно которой использование ядерного оружия должно было ограничиться локальной территорией за пределами США. В качестве возможных мест применения тактических ядерных зарядов рассматривались Западная Европа, Корея, Индокитай и Куба.
После того как американская ядерная отрасль в 1952 году сумела создать и наладить массовый выпуск авиабомб Мк.7 массой 760 кг, они поступили на вооружение тактической
авиации. Существовало несколько модификаций данной бомбы, различавшихся мощностью: 8, 22, 30, 61 кт с воздушным или наземным подрывом.
Массу авиабомбы Mk.12, испытанную в 1954 году, удалось снизить до 540 кг, её энерговыделение в тротиловом эквиваленте составляло 12 кт.
С 1959 по 1965 год для тактических носителей было поставлено около 2000 авиабомб Mk.43, которые при массе около 960 кг в зависимости от модификации имели мощность от 0,07 до 1 Мт.
В 1963 году появилась ядерная бомба Mk.57, весившая 230 кг, с энерговыделением 5; 10; 15; 20 кт. Этот "специальный" авиационный боеприпас допускал полёты на малой высоте со сверхзвуковой скоростью. Помимо уничтожения наземных целей, авиабомбу Mk.57 можно было использовать в качестве глубинной.
Безусловным "чемпионом" среди американских атомных и термоядерных бомб являются "специальные" авиационные боеприпасы семейства В61, разработанные Лос-Аламосской научной лабораторией в качестве универсального средства, пригодного для доставки фронтовой авиацией на внешней подвеске.
Благодаря тому, что изначально это была достаточно совершенная конструкция, за прошедшие годы техническая и технологическая часть бомб В61 мало изменилась. Основные изменения коснулись повышения уровня надёжности и безопасности. В 21 веке свободнопадающие ядерные авиабомбы В61 практически вытеснили в ВВС США все остальные образцы.
Первая модификация В61-0 поступила на вооружение в далёком 1967 году. С тех пор появилось 9 серийных модификаций и в общей сложности собрано более 3000 ядерных бомб этого семейства, которые поступили на вооружение тактической и стратегической авиации.
Особенностью В61 является возможность изменения уровня мощности заряда перед боевым применением в зависимости от типа цели и тактической обстановки. Максимальная мощность бомб находится в пределах 340 кт.
Бомба имеет сварной металлический корпус длиной 3580 мм и шириной 330 мм. Вес большинства В61 — около 330 кг, но может изменяться в зависимости от конкретной модификации. По некоторым данным, масса последней модели В61-12 превышает 500 кг.
Большинство бомб семейства В61 снабжены тормозным нейлоново-кевларовым парашютом. Он нужен для того, чтобы дать время самолёту-носителю безопасно покинуть зону поражения, что существенно облегчает боевое применение.
Согласно открытой информации, на вооружении сейчас имеются бомбы: В61-3, В61-4, В61-7, В61-10, В61-11 и В61-12. Модификации В61-7 и В61-11 предназначены для стратегических бомбардировщиков В-52Н и В-2А. Формально числящаяся на вооружении В61-10 оперативно не развёртывается и находится в резерве.
Таким образом, для подвески под самолёты тактической авиации предназначены В61-3, В61-4. В ближайшей перспективе эти ранние модификации должны быть полностью заменены новой бомбой В61-12, которая, по официально не подтверждённой информации, выпускается с 2020 года. Изначально при проектировании В61-12 ставилась задача уменьшить расходы на содержание, обслуживание и создать унифицированный "специальный" авиационный боеприпас, способный выполнять широкий спектр задач.
В61-12 является первой американской корректируемой ядерной бомбой. В зависимости от боевой обстановки предполагается использовать инерциальное наведение или спутниковую навигационную систему. В новом хвостовом отсеке находятся навигационные приборы и автопилот, способный отслеживать траекторию изделия и выдавать команды на рулевые машинки. Предусмотрена возможность изменения мощности взрыва. После отделения от носителя, летящего на большой высоте с околозвуковой скоростью, обеспечивается дальность полёта бомбы до 120 км, большая эффективность и "хирургическая" точность при меньшей мощности заряда.
Согласно опубликованной информации, КВО при использовании спутниковой навигационной системы составляет не более 30 м. При воздушном подрыве В61-12 образуется гораздо меньше радионуклидов, чем у других американских ядерных бомб, и радиационное заражение местности небольшое. Впрочем, для поражения хорошо защищённых целей, таких как шахтные пусковые установки или подземные командные пункты, взрыв может быть произведён после касания грунта или заглубления в него. Подземный взрыв мощностью 50 кт, произведенный на глубине 7 м, по разрушительному эффекту эквивалентен воздушному мощностью 750 кт. По информации, обнародованной в США, мощность энерговыделения В61-12 может ступенчато регулироваться в пределах: 0,3, 1,5, 10 и 50 кт в тротиловом эквиваленте.
В настоящее время реализуется программа переделки существующих ядерных авиабомб B61-3/4/7/10 в вариант B61-12. Ведется замена и ремонт их неядерных компонентов, плутониевые сердечники для B61-12 планируется заимствовать из первичных ступеней бомб B61-4, вторичные ступени с термоядерным горючим будут восстановлены. Достаточно свежие В61-11, в основном предназначенные для разрушения хорошо защищённых подземных целей, останутся на вооружении стратегической авиации без изменений.
При всех многочисленных достоинствах реактивных истребителей-бомбардировщиков в качестве носителей тактических ядерных бомб они имели и недостатки. Например, точность бомбометания позволяла наносить удары только в глубине обороны противника, эффективность действий авиации находится в прямой зависимости от погоды и времени суток, к тому же боевые самолёты уязвимы от средств
ПВО. Едва ли не основным приёмом применения ядерных свободнопадающих бомб истребителями-бомбардировщиками было бомбометание с кабрирования (так называемая "петля самоубийцы"). Для выполнения данного манёвра требовалась очень хорошая натренированность и высокая квалификация пилотов, но риск при этом был весьма существенным.
Помимо тактической и палубной авиации для доставки тактических ядерных зарядов в распоряжении американского командования имелись жидкостные и твердотопливные ракеты, способные поражать цели на дистанции до 120 км от места пуска.
Также создавались "атомные снаряды" для артиллерийских орудий. В начале 1950-х для усиления армейских корпусов армии США в Европе поступила 280-мм "атомная пушка" М-65 со снарядом Т-124 мощностью 15 кт.
В 1957 году на вооружение был принят 203-мм
артиллерийский снаряд М422, мощность которого в зависимости от модификации составляла 5-40 кт. Такими снарядами могли вести огонь 203-мм самоходные артиллерийские установки М55 и M110.
Специально для гаубиц типа M110 в конце 1970-х создан активно-реактивный снаряд М753 мощностью до 1,1 кт. Ядерная боевая часть изготавливалась в двух вариантах: с "обычным" ядерным зарядом и с ядерным зарядом, который имеет при взрыве повышенный выход нейтронов.
В 1963 году на вооружение поступил 155-мм снаряд М454, оснащенный ядерной боевой частью W-48 мощностью 0,1 кт. В 1989 году был принят на вооружение 155-мм снаряд М785 с ядерной боевой частью W-82 мощностью 1,5 кт. 155-мм атомными снарядами можно было вести огонь из распространенных в НАТО самоходных гаубиц М109 и FH70, а также буксируемых гаубиц М114А1 и М198.
Самыми лёгкими "ядерными" артиллерийскими системами семейства Davy Crockett являлись 120- и 155-мм безоткатные орудия М28 и М29. Оба орудия, стрелявшие одинаковым надкалиберным снарядом М388 с ядерным зарядом мощностью до 0,25 кт, были системами "ближнего боя" с дальностью стрельбы до 2 км у М28 и до 4 км у М29.
В Западной Германии вдоль транспортных магистралей была создана сеть колодцев для закладки американских ядерных фугасов. Таким образом командование военными силами НАТО предполагало бороться с советскими
танковыми клиньями, рвущимися к Ла-Маншу.
В 1990-2000 годы количество американского и российского тактического ядерного оружия сократилось в разы. Так как этот вид ядерного оружия не попадает под какие-либо международные договорённости, США и Россия не публикуют официальной статистики, касающейся этой области. Однако известно, что у американцев из ТЯО остались только ядерные бомбы, предназначенные для доставки истребителями-бомбардировщиками. От снарядов, тактических ракет, ядерных фугасов, торпед и глубинных бомб со "специальной" боевой частью вооруженные силы США отказались.
Концепция развёртывания и применения американского тактического ядерного оружия
29 июня 2022 года главами государств и правительств стран НАТО была утверждена новая "Стратегическая концепция альянса на период до 2030 года", в которой Россия представлена "самой значительной и прямой угрозой безопасности союзников и стабильности в Евроатлантическом регионе". На саммите НАТО было заявлено, что ядерные силы США остаются высшей гарантией безопасности альянса, и решено не менять подход к развёртыванию и применению американского ТЯО в Европе.
В американских военно-воздушных силах принято четыре категории готовности ядерных авиабомб к применению:
- "Оперативно развернутые" – бомбы установлены на носителях или находятся на складах в местах базирования самолетов-носителей;
- "Оперативно хранящиеся" – бомбы находятся на центральных складах, полностью готовы к применению и установке на носители;
- "Длительно хранящиеся" – с бомб сняты и хранятся отдельно узлы с термоядерным топливом, нейтронные генераторы и другие важные детали;
- "Стратегический резерв" – бомбы, ожидающие очереди на демонтаж и переработку.
Первые две категории ядерных боеприпасов представляют собой активный, а остальные две – неактивный боезапас. Ядерные бомбы двух первых категорий хранятся с включенными специальными предохранительными устройствами, которые создают в цепях подрыва ядерных зарядных устройств дополнительную блокировку, снимаемую при подготовке к боевому применению.
Учёт тактических ядерных бомб, а также контроль за хранением, обслуживанием и транспортировкой осуществляет Центр ядерных вооружений командования материально-технического обеспечения ВВС США (подробней
здесь), расположенный на авиабазе Киртленд в штате Нью-Мексико.
Решение о применении тактического или стратегического ядерного оружия принимает президент США. В критических ситуациях оно может предоставляться верховному главнокомандующему объединёнными вооружёнными силами НАТО/командующему объединённым командованием ВС США в Европе. Непосредственное планирование тактических ядерных ударов возложено на Группу ядерного планирования альянса.
Организацией применения стратегических наступательных сил США и тактических ядерных сил НАТО занимается Объединенное стратегическое командование ВС США, дислоцированное на авиабазе Оффут в штате Небраска (подробней
здесь) с участием Группы ядерного планирования НАТО, а также соответствующих структур Великобритании и Франции. При этом объединенные командования ОВС блока, министерство обороны Великобритании, ОСК ВС США, командования объединенных ВВС и ВМС альянса оказывают содействие ВГК ОВС НАТО в вопросах оперативного доведения приказов (сигналов) боевого управления до подразделений, применяющих ТЯО.
Приняты следующие временные нормативы для принятия решения на применение тактического ядерного оружия в Европе и доведения команд до исполнителей:
- Около 2 минут должно уйти на оформление решения президента США в комитете начальников штабов;
- Для доведения распоряжения через ВГК ОВС НАТО до командиров подразделений, непосредственно отвечающих за подготовку применения тактического ядерного оружия США: по АСУ – 9 минут, по телефонным каналам связи – 20–27 минут;
- На определение подлинности распоряжения, уяснение задачи, разблокировку предохранительных устройств ядерных боеприпасов и их подвеску на тактические носители – 12–18 минут.
Для сбора и обработки информации о состоянии тактических ядерных сил, передачи в подразделения команд на применение ЯО, а также распоряжений на приведение их в различные степени боевой готовности и нанесение ядерного удара задействуется автоматизированная система управления ядерными силами, имеющая высокую степень криптографической защиты. Нормативное время передачи боевых распоряжений на пункты управления эскадрильями самолетов – носителей ТЯО не более 2 минут.
Таким образом, согласно нормативам, взлет тактических носителей для нанесения ядерного удара осуществляется через 23–47 минут после принятия президентом США соответствующего решения. Для поддержания авиационных подразделений в высокой степени боевой готовности руководство США и НАТО уделяют особое внимание отработке задач боевого применения тактического ядерного оружия при проведении мероприятий оперативной и боевой подготовки.
Тактические ядерные авиабомбы могут применяться как в рамках оборонительной (наступательной) операции на театре военных действий, так и самостоятельно. В планах определено, что основной формой применения ТЯО является ядерный удар, наносимый с целью кардинального изменения оперативно-стратегической обстановки в пользу США и их союзников. В зависимости от складывающейся обстановки возможны различные варианты применения тактических ядерных бомб – от массированного по группе целей до ограниченного применения по конкретным объектам. Не исключается также вариант нанесения демонстрационного ядерного удара как предупреждение противника о готовности к переходу к более решительным действиям. В зависимости от состава привлекаемых сил и средств в НАТО не исключается нанесение массированного ядерного удара с применением БРПЛ UGM-133A Trident II с ПЛАРБ ВМС США и Великобритании.
Средства доставки американских тактических ядерных авиабомб
С 1960-х годов большая часть ударных американских и западноевропейских самолётов тактической и палубной авиации рассматривалась как средство нанесения ядерных ударов. В определённых условиях (например, на европейском ТВД) носители тактических зарядов в состоянии решать стратегические задачи. Однако руководство США в рамках Договора о СНВ отказалось учитывать эти боеприпасы в качестве боевого оснащения стратегических сил и не планирует выводить ТЯО на континентальную часть страны с одновременной ликвидацией объектов ядерной инфраструктуры в Европе. Кроме того, при необходимости Вашингтон способен быстро развернуть носители тактического ядерного оружия на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, для чего имеется соответствующая инфраструктура.
В Европе для доставки американских авиабомб В61, помимо носителей ВВС США, планируется привлекать боевые самолеты Бельгии, Греции, Италии, Нидерландов, Турции и Германии. При необходимости предусматривается выделение дополнительных средств ядерного поражения с континентальной части США.
Нанесение ядерных ударов осуществляется истребителями-бомбардировщиками со средних и больших высот после завоевания превосходства в воздухе и подавления системы ПВО противника. Основным вариантом загрузки является подвеска на самолет одной или двух ядерных авиабомб. Бомбометание выполняется из режима горизонтального полета. Выполнение нескольких ударов в ходе одного боевого вылета не предусматривается.
Самолёты-носители тактического ядерного оружия ВВС США
В настоящее время в распоряжении командования ВВС США может иметься более трёх боевых самолётов, приспособленных для применения ТЯО. В ВВС США в качестве тактических носителей термоядерных бомб семейства В61 сертифицированы самолёты: F-15E Strike Eagle, F-16C/D Fighting Falcon и F-35A Lightning II, входящие в состав Воздушного боевого командования ВВС США.
До недавнего времени считалось, что наибольшими возможностями в части доставки тактических ядерных бомб обладает F-15E Strike Eagle. Этот двухместный истребитель-бомбардировщик, разработанный и построенный компанией McDonnell Douglas, совершил первый полет в 1986 году. Принятие на вооружение произошло в 1988 году. Производство продолжилось корпорацией Boeing после слияния с McDonnell Douglas в 1997 году. К 2001 году для ВВС США было построено 236 самолетов. В строевых авиакрыльях F-15E заменили ударные самолёты F-4 Phantom II и F-111 Aardvark.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители бомбардировщики F-15E на авиабазе Сеймур ДжонсонХотя возраст самых молодых "Ударных орлов" приближается к 25 годам, благодаря большому запасу прочности и поэтапной модернизации в строю до сих пор числится более 200 машин.
Боевой радиус F-15E превышает 1200 км, и он может быть многократно увеличен за счёт дозаправки в воздухе. Самолёты-заправщики также играют огромную роль при перебазировании истребителей-бомбардировщиков в удалённые от основных аэродромов районы.
Очень часто на одном аэродроме с ударными машинами, способными нести ядерные бомбы, базируются самолёты-заправщики. Так, на авиабазе Сеймур Джонсон в штате Северная Каролина, которая является домом для четырёх строевых эскадрилий (333-й, 334-й, 335-й и 336-й), 4-й истребительной авиагруппы, 15-й воздушной армии и 307-й учебной эскадрильи, также размещаются воздушные танкеры KC-46A Pegasus, принадлежащие 77-й и 911-й эскадрильям 916-го воздушного заправочного крыла.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты-заправщики KC-46A на авиабазе Сеймур ДжонсонПомимо уже упомянутой авиабазы Сеймур Джонсон, истребители-бомбардировщики F-15E на постоянной основе на территории США размещаются ещё на нескольких авиабазах. Так, 389-я и 391-я эскадрильи 366-го авиакрыла дислоцированы на авиабазе Маунтин-Хоум в штате Айдахо.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители бомбардировщики F-15E на авиабазе Маунтин-ХоумСамолёты этого типа имеются также в составе 40-й летно-испытательной эскадрильи на авиабазе Эглин во Флориде, в 85-й, 422-й испытательно-оценочных эскадрильях и в 17-й эскадрилье испытания вооружения на авиабазе Неллис в штате Невада.
В Европе "Ударные орлы" на постоянной основе развёрнуты только на британской авиабазе Лейкенхит в графстве Саффолк.
Спутниковый снимок Google Earth: американские истребители-бомбардировщики F-15E на британской авиабазе ЛейкенхитХотя эта авиабаза официально принадлежит Королевским ВВС Великобритании, она полностью находится в распоряжении американцев. Здесь размещаются 492-я и 494-я эскадрильи 48-го истребительного авиакрыла.
Спутниковый снимок Google Earth: военно-транспортный самолёт C-17А на авиабазе ЛейкенхитДля материально-технического снабжения подразделений, находящихся в Лейкенхите, используются военно-транспортные самолёты ВВС США C-17А Globemaster III. В случае необходимости они могут быть задействованы для быстрой переброски термоядерных авиабомб В61.
С учётом значительного возраста самолётов F-15E и необходимости обновления парка тяжёлых истребителей-бомбардировщиков корпорация Boeing предлагает глубоко модернизированные многоцелевые истребители F-15EX Eagle II. Появление этой модели во многом связано с задержками в производстве и доводке самолётов 5-го поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II. По сравнению с F-15E усовершенствованный F-15EX обладает большими возможностями по борьбе с воздушным противником, но его ударный потенциал также возрос.
Спутниковый снимок Google Earth: истребитель F-15EX на заводском аэродроме Boeing в Сент-ЛуисеДля ВВС США предприятие Boeing Defense, Space & Security в Сент-Луисе, штат Миссури, в 2021 году начало выпуск многоцелевых истребителей F-15EX. Всего запланировано построить 104 самолёта. Согласно американским источникам, к 2024 году поставлено восемь истребителей F-15EX, которые испытывались на авиабазе Эглин во Флориде и проходят опытную эксплуатацию в 142-м истребительном авиакрыле на авиабазе Портленд. Ряд источников утверждает, что один самолёт этого типа замечен на британской авиабазе Лейкенхит и, возможно, он проходит войсковые испытания.
На сегодняшний день самым многочисленным самолётом, пригодным для применения тактических ядерных бомб, является F-16С/D Fighting Falcon. Безусловно, однодвигательный лёгкий "Сражающийся сокол" по ряду важных характеристик уступает F-15E, но и он представляет серьёзную угрозу.
По состоянию на февраль 2025 года в ВВС США и в Воздушной гвардии в боеспособном состоянии числилось 708 F-16C/D. В прошлом планировалось, что в ближайшей перспективе "Сражающиеся соколы" будут заменены истребителями 5-го поколения F-35A. Однако недавно было заявлено, что F-16 новых модификаций могут эксплуатироваться американскими воздушными силами ещё 20 лет.
На континентальной территории США на авиабазах Шоу (штат Южная Каролина), Эглин (штат Флорида), Неллис (штат Невада) и Эйелсон (штат Аляска) развернуто четыре строевых авиакрыла и одна авиагруппа Воздушного боевого командования, в составе которых 14 эскадрилий, оснащённых истребителями F-16C/D Block 50/52.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16C на авиабазе НеллисКроме того, в распоряжении Командования по обучению и подготовке на авиабазах Холломан (штат Нью-Мексико) и Люк (штат Аризона) дислоцировано одно истребительное авиакрыло и одна истребительная авиагруппа, по три эскадрильи в каждой.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16C на авиабазе ЛюкПо одной эскадрилье "Сражающихся соколов" имеется в 96-м испытательном авиакрыле на авиабазе Эглин (штат Флорида) и Эдвардс (штат Калифорния), приписанных к Командованию материально-технического обеспечения.
В Резервное командование ВВС входят 482-й истребительный авиаполк (авиабаза Хоумстед во Флориде), а также 926-е (авиабаза Эглин, штат Флорида) и 944-е истребительное авиакрыло (авиабаза Люк, штат Аризона), где в лётном состоянии поддерживаются истребители ранних модификаций Block 25, 30 и 32.
В ВВС Национальной гвардии, являющейся дееспособным резервом ВВС США, имеется 11 истребительных авиакрыльев, в составе которых имеется 12 эскадрилий, летающих на F-16C/D.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16C на выделенной территории Международного аэропорта Тусон Очень часто лётные подразделения ВВС Национальной гвардии используют объекты двойного назначения. Например, 162-е истребительное авиакрыло размещается на выделенной территории Международного аэропорта Тусон в Аризоне.
Помимо авиационных частей, приписанных к авиабазам в Северной Америке, в ВВС США имеются экспедиционные части, постоянно дислоцированные на иностранной территории.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16C/D на авиабазе МисаваТак, в Японии на авиабазе Мисава, которую также эксплуатируют Воздушные силы самообороны, присутствуют истребители-бомбардировщики 13-й и 14-й эскадрилий 35-го истребительного полка, который специализируется на подавлении ПВО.
К южнокорейской авиабазе Кунсан приписаны F-16C/D 8-го авиаполка, в котором две истребительные эскадрильи (35-я и 80-я). На авиабазе Осан размещены самолёты 36-й истребительной эскадрильи.
Спутниковый снимок Google Earth: истребитель F-16C, штурмовик А-10С и высотный разведчик U-2S на авиабазе ОсанВпрочем, для "Сражающихся соколов", развёрнутых в Азиатско-Тихоокеанском регионе, согласно официальным данным, в хранилищах авиационного вооружения нет ядерных бомб. В то же время, при необходимости они могут быть быстро доставлены военно-транспортной авиацией.
Контингент ВВС США в Европе включает в себя 31-е истребительное авиакрыло, развёрнутое на итальянской авиабазе Авиано, в котором имеется две эскадрильи (510-я и 555-я).
Спутниковый снимок Google Earth: истребители ВВС США F-16C/D на авиабазе АвианоВ отличие от американских боевых самолётов, базирующихся на Аляске, в Республике Корея и в Японии, истребители-бомбардировщики, развёрнутые в Германии и Италии, официально признаны средствами доставки тактического ядерного оружия. Боевой радиус действия F-16C/D модификаций Block 50/52+ с одной бомбой В61 и подвесными баками при профиле полёта "высокая-низкая-высокая" высота может превышать 1300 км. Для увеличения дальности полёта ударных самолётов у США и их европейских союзников имеется очень значительный парк самолётов-заправщиков.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёт заправщик КС-135 на авиабазе АвианоВ Германии 480-я эскадрилья 52-го истребительного авиаполка дислоцирована на авиабазе Шпангдалем.
Спутниковый снимок Google Earth: истребитель F-16C на авиабазе ШпангдалемМатериально-техническое обеспечение американских истребительных эскадрилий, постоянно дислоцированных в Европе, обеспечивают самолёты военно-транспортной авиации С-5М, С-17А и С-130Н/J.
Спутниковый снимок Google Earth: военно-транспортные самолёты С-17А на авиабазе ШпангдалемИзвестно, что ВТС С-17А и С-130Н/J также используются для быстрой переброски на передовые авиабазы и плановой транспортировки ядерных бомб к местам оперативного развертывания. В конце 2022 года самолеты C-17A получили сертификат на перевозку новейшей ядерной авиабомбы B61-12.
Руководство американского ведомства возлагало большие надежды на истребитель 5-го поколения F-35A Lightning II, который, помимо различного конвенционального вооружения, может нести ядерное оружие. Хотя с производством и эксплуатацией этого самолёта возник ряд серьёзных проблем, а сама программа стала существенно дороже, чем на это рассчитывали первоначально, в настоящее время F-35A, поставленные в строевые подразделения, достигли требуемого уровня боеготовности.
Первый F-35A, построенный на заводе "Локхид Мартин" в Форт-Уорте, поднялся в воздух 15 декабря 2006 года. По состоянию на начало 2025 года в ВВС США имелось 385 боеспособных самолётов, ещё 28 единиц числится в составе Воздушных сил Национальной гвардии. Всего заказано 1763 F-35A.
Благодаря меньшей радиолокационной заметности и лучшей информационной осведомлённости F-35A имеет неплохие шансы преодолеть рубежи противовоздушной обороны. Вероятность нанесения успешного ядерного удара ещё больше повышается, если истребитель 5-го поколения является носителем корректируемой термоядерной бомбы В61-12, способной после отделения от самолёта пролететь более 100 км.
По сравнению с F-15E одноместный F-35A существенно легче и меньше, в связи с чем уступает "Ударному орлу" по дальности полёта. При выполнении ударных задач F-35A, не несущий ПТБ, имеет боевой радиус около 1230 км, что сравнимо с показателями F-16C с конформными и подвесными топливными баками.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-35A и F-15E на авиабазе Маунтин Хоум. Обратите внимание на разницу в геометрических размерах самолётовСогласно справочным данным, истребители F-35A оснащены 13 эскадрилий ВВС США. Первым строевым подразделением, освоившим F-35A, стала 34-я истребительная эскадрилья, являющаяся частью 388-го истребительного крыла и дислоцированная на авиабазе Хилл, штат Юта.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-35A на авиабазе ХиллВ январе 2015 года стало известно, что на британской авиабазе Лейкенхит на постоянной основе будут размещены две эскадрильи многоцелевых истребителей F-35A ВВС США общей численностью 54 единицы. Представители американского военного ведомства заявили, что F-35А планируется эксплуатировать параллельно с существующими F-15E.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-35A на авиабазе ЛейкенхитДля этого на территории авиабазы были возведены новые укрытия и технические ангары. Первые F-35A 495-й истребительной эскадрильи прибыли в Лейкенхит 15 декабря 2021 года.
Носители американских тактических ядерных бомб в европейских странах НАТО
Соединенные Штаты заключили с рядом европейских стран НАТО соглашения о передаче их военно-воздушным силам в случае военной необходимости ядерных бомб с баз хранения США в этих странах. Снятие блокировок и подготовку к применению осуществляют американские военнослужащие эскадрилий поддержки ядерных боеприпасов. Решение об использовании ядерного оружия принимает высшее военно-политическое руководство США.
До недавнего времени основой ударного потенциала боевой авиации ВВС Бельгии являлись истребители F-16A/B Block 15 OCU. Самые новые 44 самолёта данной модификации были поставлены в 1991 году. Формально на вооружении числится 45 истребителей. По состоянию на сегодняшний день большая часть бельгийских "Сражающихся соколов" близка к исчерпанию ресурса, и порядка 30 самолётов планируется передать Украине.
Для обновления истребительного парка у компании Lockheed Martin заказано 34 самолёта F-35A. Полное выполнение контракта запланировано к 2030 году. По состоянию на 2024 год Бельгия получила 8 истребителей 5-го поколения.
Основной бельгийской авиабазой является Кляйне-Брогель в муниципалитете Пер. Однако качественных спутниковых снимков этого объекта в свободном доступе найти не удалось. По требованию правительства Бельгии компания Google "пикселизировала" изображения всех трёх аэродромов, где базируются истребители и хранятся ядерные авиабомбы.
В германских Люфтваффе для подвески бомб В61 предназначены истребители-бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла Tornado IDS, стоящие на вооружении 33-й тактической авиационной эскадрильи. Действия ударных самолётов должны прикрывать постановщики помех Tornado ECR.
Всего в составе германских ВВС числится 85 ударных самолётов и самолётов
РЭБ на базе "Торнадо". Но, судя по имеющейся информации, реально боеспособна примерно половина этого парка.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Tornado на авиабазе БюхельТренировки по применению бомб В61 осуществляет лётный и технический состав 33-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи. В 2022 году министерство обороны Германии объявило, что 35 самолетов F-35А заменят
флот Tornado в деле совместного использования ядерного оружия.
В военно-воздушных силах Италии для ядерных миссий предназначены самолёты Tornado IDS 154-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи, размещённые на авиабазе Геди.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты Tornado на авиабазе ГедиСогласно справочным данным, в 2024 году имелось 28 Tornado IDS и 13 Tornado ECR. С учётом того, что итальянские "Торнадо" близятся к завершению жизненного цикла, достигнута договорённость с США о поставке F-35A. Уже передано 13 новых самолётов, ещё 75 единиц ожидается.
Королевские военно-воздушные силы Нидерландов в настоящее время находятся в стадии активного реформирования. В прошлом эта небольшая страна имела весьма внушительный парк истребителей F-16А/В, которые по лицензии собирались на заводе Fokker. Первоначально было заказано 102 самолета. Позже последовал заказ еще на 111 истребителей. Пятьдесят два из них были модификации F-16A/B Block 15 OCU, еще 108 самолетов модернизированы до уровня Block 15 MLU.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-16A/B на авиабазе ЛеуварденДо 2024 года эксплуатировалось четыре десятка голландских F-16A/B Block 15 OCU/MLU. В настоящее время они сняты с вооружения и передаются Украине.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители F-35A на авиабазе ВолкельНа смену голландским "Сражающимся соколам" пришли истребители "Лайтнинг-2". В данный момент в Королевских военно-воздушных силах Нидерландов эксплуатируется 44 F-35A и заказано ещё 14 самолётов 5-го поколения.
Турецкие ВВС являются третьим по величине эксплуатантом F-16 в мире после США и Израиля. Турция являлась одной из стран, которая самостоятельно производила истребители этого типа по лицензии. Общий парк турецких F-16 составляет более 200 единиц.
В 2016 году почти все имевшиеся турецкие F-16, за исключением некоторых Block 30, имели конфигурацию Block 50+. В 2023 году США одобрили продажу 40 новых самолетов F-16 Block 70 и 79 комплектов модернизации.
До конца 2018 года на турецкой авиабазе Инджирлик размещались американские F-16C и F-15E, способные нести термоядерные бомбы В61. После чего самолёты ВВС США эту турецкую авиабазу покинули, и сейчас их там нет.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители-бомбардировщики F-16C и F-15E на авиабазе Инджирлик, снимок сделан в 2018 годуВ Инджирлике на постоянной основе базируются семь самолетов-заправщиков KC-135R Stratotanker турецких ВВС, которые могут использоваться для дозаправки в воздухе носителей ядерного оружия.
Спутниковый снимок Google Earth: самолёты-заправщики KC-135R на авиабазе Инджирлик Места хранения американского тактических ядерных бомб
В ежегодно публикуемом отчете ведущих экспертов Федерации американских ученых Nuclear Notebook 2024 говорится, что ВВС США располагают примерно сотней готовых к применению тактических ядерных бомб семейства В61, из этого количества приблизительно 80 единиц развернуто в Европе.
Основным местом хранения, ремонта и обслуживания на территории США является объект "Манзано" на авиабазе Киртленд в штате Нью-Мексико. Ряд источников утверждает, что какое-то количество тактических ядерных авиабомб может находиться в специальной выделенной зоне хранилища авиационных боеприпасов авиабазы Неллис в Неваде.
Спутниковый снимок Google Earth: хранилище авиационных боеприпасов на авиабазе НеллисК моменту окончания "холодной войны" американские ядерные бомбы в Европе хранились в Бельгии на авиабазе Кляйне-Брогель, в Италии — на авиабазах Авиано и Геди, в Германии — на авиабазах Бюхель и Рамштайн, в Нидерландах — на авиабазе Волкель, в Великобритании — на авиабазах Мэрхэм и Лейкенхит, в Греции — на авиабазе Араксос, в Турции — на авиабазах Акынджи, Балыкесир и Инджирлик.
Схема размещения хранилищ американских тактических ядерных бомб в Западной Европе без учёта ТурцииАмериканский подход к развертыванию ядерного оружия в Европе предполагал его размещение в специально выделенных "зонах хранения оружия". Эти зоны представляли собой отгороженную двойным забором и тщательно охраняемую часть территории военного аэродрома, где в хорошо укреплённых железобетонных бункерах находились "специальные" авиационные боеприпасы.
С учётом того, что для доставки ядерных бомб и подвески их на самолёты с соблюдением процедур безопасности требовалось определённое время, в случае полномасштабного конфликта это могло привести к невозможности выполнить боевую задачу. Аэродром, на котором размещались носители, мог подвергнуться превентивному массированному конвенциональному или ядерному удару. В связи с этим в конце 1980-х на ряде авиабаз в Западной Европе и в Южной Корее началось возведение ядерных хранилищ WS-3, которые внешне не отличались от стандартных железобетонных укрытий для авиационной техники.
В хранилище WS3 ядерные боеприпасы находятся в непосредственной близости от самолёта прямо под полом железобетонного авиационного укрытия, в железобетонной выемке в полу, в которой размещался подъемный двухъярусный стеллаж на четыре бомбы типа B61. В обычном положении стеллаж опущен в выемку, и его бронированная крышка плотно прилегала к полу, герметизируя хранилище. Система датчиков, встроенных непосредственно в бетонное основание, непрерывно контролирует состояние хранилища и боеприпасов, и при нештатных ситуациях автоматика немедленно поднимает тревогу. Электроника позволяет дистанционно проверять состояние боеприпасов, прогонять тестовые программы.
Конструкция хранилища обеспечивает повышенную устойчивость к поражающим факторам ядерного взрыва. В случае необходимости специально обученный персонал, получив соответствующий приказ и аутентифицировав его подлинность, приводит в действие подъемный механизм и поднимает стеллаж из хранилища. При этом соблюдается "правило двух", и для подъема бомб два оператора на расположенных удаленно друг от друга пультах должны были одновременно повернуть соответствующие ключи. После этого подъемный механизм выдвигает стеллаж на поверхность. Система контроля допускает открытие хранилища и постановку бомб на боевой взвод только в случае введения правильных кодов на внешних терминалах. Стандартная процедура безопасности предполагает, что никто из персонала не знает всего кода. Каждому отдельному оператору известна только половина ключевой комбинации.
Первоначальные планы предполагали строительство 437 хранилищ WS3 суммарной емкостью 1748 единиц атомного оружия на 28 американских и союзных базах по всему миру. После окончания "холодной войны" эти планы подверглись секвестру, и с 1988 по 1997 год было построено 249 хранилищ типа WS3 общей емкостью в 996 "специальных" боеприпасов — хотя на тот момент за пределами США оставалось всего около 500 американских атомных бомб.
Спутниковый снимок Google Earth: подземные ядерные хранилища поросшие растительностью на авиабазе БюхельПервые новые хранилища были введены в строй в сентябре 1990 года на авиабазе Бюхель в Германии. При этом часть бомб В61, имевшихся на этой авиабазе, по-прежнему хранится в старых подземных укрытиях.
Спутниковый снимок Google Earth: комбинированные укрытия на авиабазе БюхельВо второй половине 1990-х многие ядерные погреба в Европе были сокращены. На базах Брюгген в Германии, Мэрхем в Великобритании, Римини в Италии хранилища WS3 были полностью демонтированы. На ряде других аэродромов — таких как база Аракос в Греции и базы Акынджи и Балыкесир в Турции — хранилища WS3 были законсервированы так, чтобы при необходимости их можно было быстро ввести в эксплуатацию.
Примерно 20 лет назад США вывезли ядерные бомбы с базы Рамштайн в Германии. Однако, по имеющейся информации, хранилища ядерных боеприпасов на этом объекте в состоянии принять 220 авиабомб В61.
Спутниковый снимок Google Earth: хранилище авиационных боеприпасов на авиабазе РамштайнКак уже говорилось выше, правительство Бельгии препятствует публикации спутниковых снимков своих авиабаз, и рассмотреть ядерные укрытия невозможно. Согласно же американским источникам, на бельгийской авиабазе Кляйне-Брогель имеется 11 хранилищ, в которых можно разместить 44 бомбы В61.
Соединённые Штаты никогда не подтверждали наличие ядерного оружия на британской авиабазе Лейкенхит. Однако с учётом того, что в Великобритании размещены очень значительные силы носителей тактических бомб В61, логично предположить, что они там есть.
Спутниковый снимок Google Earth: укрытия рядом со стоянкой истребителей-бомбардировщиков F-15E на авиабазе Лейкенхит На итальянской авиабазе Авиано, которую используют американские F-16C/D и итальянские Tornado IDS, имеется 18 укрытий WS3, в которых может храниться 72 бомбы В61.
Спутниковый снимок Google Earth: истребитель-бомбардировщик Tornado IDS рядом с железобетонным укрытием на базе АвианоПримерно два десятка ядерных бомб, носителями которых сейчас являются F-35A, имеется на голландской авиабазе Волкель. Всего здесь возведено 11 комбинированных укрытий WS3.
Спутниковый снимок Google Earth: истребители-бомбардировщики F-35A рядом с укрытиями на авиабазе ВолкельНа территории Турции местом размещения американского ядерного оружия является авиабаза Инджирлик, где также присутствует американский военный контингент, обеспечивающий его охрану и обслуживание.
Спутниковый снимок Google Earth: железобетонные авиационные укрытия на авиабазе ИнджирликДо 1998 года американцы на этой авиабазе успели возвести 25 универсальных укрытий WS3, в которых параллельно с авиационной техникой могут храниться ядерные авиабомбы. В 2015 году здесь было развёрнуто приблизительно 40 "специальных" авиационных боеприпасов, но сейчас это количество сокращено в два раза.
До второй половины 2018 года на авиабазе Инджирлик на постоянной основе находились боевые самолёты ВВС США. Однако в настоящее время стоянки, на которых размещались штурмовики А-10С, а также истребители-бомбардировщики F-15E и F-16С, пусты, что связывают с ухудшением американо-турецких отношений. Время от времени в Инджирлик совершают посадки американские военно-транспортные самолёты, осуществляющие доставку оборудования, ротацию охраны ядерных погребов и технических специалистов, а также плановую замену ядерных бомб.