13 сентября 2024, 03:39
Гроза ЛадогиЛадожское озеро – крупнейший пресноводный водоём в Европе – почти море! По крайней мере, в плане волнения: штили здесь редкость, а вот шторма с резким усилением ветра до 20–30 метров в секунду, напротив – частое явление. Во время войны по Ладоге проходила "Дорога жизни" – единственный путь снабжения блокадного Ленинграда. Само собой, для защиты дороги была создана Ладожская военная флотилия...Точнее, создана она была ещё в Финскую войну: на 1939 год по Ладоге проходила граница между СССР и Финляндией. Поэтому задач для моряков-балтийцев на озере хватало: высадка своих десантов, недопущение – вражеских, заброска разведгрупп, уничтожение береговых батарей... Поскольку по результатам мирного договора Финляндия выхода в озеро лишилась, флотилия была ликвидирована, а на её базе создан учебный отряд Военно-морских учебных заведений. С началом Великой Отечественной войны финны вновь появились на берегах Ладоги, на этот раз в компании немцев. Так что флотилию пришлось спешно восстанавливать...Но что за флотилия без кораблей? Тем более Ладожская, к кораблям которой требования – особые: с одной стороны – малая осадка, с другой – хорошая мореходность. И пытливый ум советских инженеров-кораблестроителей нашёл выход из создавшегося положения!Возможность работать в сложной ледовой обстановке – важнейшее качество на Ладоге!Построили будущую грозу Ладоги, на свою голову, немецкие инженеры с гамбургской верфи Deutsche Werft AG. Советское правительство планировало углубление Татарского пролива, поэтому немцам заказали строительство серии грунтовозных шаланд, названных в честь рек: по большей части дальневосточных. Суда имели водоизмещение тысячу тонн (стандартное – 913 тонн, полное – 1 100 тонн) и были новее некуда – 1940 года постройки! Разумеется, не обратить внимания на подобную роскошь командование Балтийского флота не могло. И шаланды стали канонерскими лодками...Главный калибр "ладожского линкора"Переоборудованы в канонерки шаланды были в фантастически короткие сроки – 10–14 дней. Всего канонерских лодок на Ладоге снарядили 11 штук: "Амгунь", "Бира", "Бурея", "Волга", "Зея", "Кама", "Москва", "Нора", "Ока", "Олёкма" и "Селемджа". Вооружили свежеиспечённые боевые корабли по-разному: на "Бире", "Амгуни", "Москве", "Селемдже" и "Олёкме" поставили две 100-мм артиллерийских установки Б-34 – вспомогательный калибр крейсеров типа "Киров"! На "Волгу", "Каму", "Зею" и "Оку" установили по два 130-мм орудия – как на новейших эсминцах. На "Нору" и "Бурею" – по четыре 76-мм пушки (впоследствии на "Селемдже", "Норе" и "Бурее" 100-мм и 76-мм орудия были также заменены на два 130-мм). А на зенитные орудия и вовсе не поскупились: 3 45-мм зенитки 21-К, 2 37-мм 70-К, 20-мм "Эрликон" (на "Оке" и "Зее" – два) и 4 пулемёта ДШК. Помимо вооружения, канонерки бронировали – установили 100-мм бортовую броню и 12-мм на боевую рубку.Капитан 1-го ранга Н. Ю. ОзаровскийПо меркам Ютландского сражения – ни о чём! Но для условий Ладоги корабли получились идеальные: малая осадка при большом водоизмещении, возможность ходить во льду, дальнобойная артиллерия, достаточно сильная ПВО. Правда, скорость была маловата – порядка 6–8 узлов, но для озера этого вполне достаточно. Командовать дивизионом "Ладожских линкоров" поставили опытного моряка, капитана 1-го ранга Николая Юрьевича Озаровского, успевшего повоевать ещё с кайзеровским флотом.Остров Сухо – размеры не впечатляют...При словах "Дорога жизни" обычно представляются колонны полуторок, осторожно движущихся по льду. Но лёд на Ладоге стоял не больше 4–5 месяцев в году, с конца ноября по апрель. Всё остальное время грузы в осаждённый Ленинград доставлялись водным путём. Канонерки эскортировали в город караваны судов, отражали налёты немецкой и финской авиации, а впоследствии и торпедных катеров, сами вывозили на своих палубах женщин и детей из блокадного Ленинграда, доставляя обратно продовольствие. Но это – не всё: огонь артиллерии бывших шаланд поддерживал тактические десанты, подавлял вражеские батареи, уничтожал финские береговые объекты, канонерки занимались спасательными работами и ломали лёд. Но самым крупным боем на Ладоге было сражение у острова Сухо...Бой у острова СухоОстров Сухо – искусственный, его насыпали по приказу Петра I на отмели в 30 километрах от берега. В 1942 году на крохотном островке советское командование решило установить батарею – 3 100-мм пушки, пулемёт ДШК и два зенитных "Максима" – счетверённый и обычный. На разрушение маяка на острове фашистское командование отправило отряд под командованием финского капитана Кияйнена. В состав "Ладожской армады" входили финский торпедный катер и дюжина тральщиков, четыре итальянских торпедных катера типа MAS, четыре немецких катера-заградителя типа КМ... Но итальянцы – в бой не рвались, немецкие катера – не участвовали, так что основной ударной силой, с которой пришлось столкнуться "ладожским линкорам", стали самоходные паромы типа "Зибель".Тяжёлый "Зибель" на ЛадогеПаромы изначально спроектировали и построили для операции "Морской лев", но, поскольку вторжение в Англию не состоялось, три десятка доставили на Ладогу. Для операции на Сухо выделили одиннадцать: три тяжёлых с тремя 88-мм зенитками, одной 37-мм и двумя 20-мм пушками, 4 – лёгких с 37-мм пушкой и четырьмя счетверёнными 20-мм зенитками, три транспортных, штабной и госпитальный. Кроме паромов, были выделены семь десантно-штурмовых катеров: три с десантом, два – резервных и два – ремонтно-технических. Корабли и десант поддерживала авиация.Высаживающие десант корабли заметили советский тральщик ТЩ-100 и малого охотника МО-171. Катера вступили в бой, но главное – доложили в штаб флотилии. И на помощь выдвинулись четыре канонерки и множество бронекатреов, тральщиков и малых охотников. В разыгравшемся сражении за крохотный островок немцы потеряли четыре парома и катер, восемь истребителей и три бомбардировщика. Финны потеряли пять истребителей, наша авиация – два Ил-2 и два И-153бис. Гарнизон острова потерял 7 человек убитыми, 6 пленными и 23 – ранеными, немецкий десант – 25 убитых и 55 раненых. "Ладожский линкор" в боюИсход боя решил огонь "ладожских линкоров" – тягаться с ними ни "Зибели", ни катера не могли, Ладога осталась советской! Но с деблокадой Ленинграда служба канонерок не закончилась. В 1944 году канонерские лодки вывели из состава Ладожской флотилии и перевели в Финский залив, где они занимались привычной работой – обеспечивали коммуникации. В 1945 году бывшие шаланды действовали в районе Аландских островов.Мачта канонерской лодки "Бира" в музееЗа время войны погибло три канонерки. Точнее – две с половиной: "Олекма" 5 октября 1941 года потоплена авиацией на Ладоге, "Кама" 22 июня 1943 года потоплена авиацией у Лавенсари, но уже 27 сентября была поднята и вновь введена в строй, "Амгунь" подорвалась на мине в районе Таллина 10 ноября 1944 года и затонула во время буксировки. Разоружены "ладожские линкоры" были в августе-сентябре 1945 года. Сегодня мачта канонерской лодки "Бира" установлена в качестве экспоната в филиале Центрального военно-морского музея "Дорога жизни" на Ладожском озере.